Физика изучает свойства и поведение, как самых маленьких (объектов), так и самых больших. Одни физические законы являются общими для физических тел различных размеров, другие – описывают поведение лишь тел определенных размеров. Поэтому в физике объекты в зависимости от их размеров делят на три группы.
В первую группу входят звездные скопления – Галактики, имеющие огромные размеры и состоящие из колоссального количества звезд и планет. Наша планета, Земля – это огромный шар, состоящий из горных пород и металлов, и покрытый водой и почвой. Земля – одна из десяти планет, которые вращаются вокруг звезды по имени Солнце. Солнце вместе с планетами, вращающимися вокруг него, образуют Солнечную систему. Наша Солнечная система – это всего лишь крошечная частичка от двухсот миллиардов звезд Галактики, которую называют Млечный путь. А во всей Вселенной существуют миллиарды Галактик (рис. 6).
Рис.6. За пределами солнечной системы – Галактики.
Большое Магелланово облако (справа вверху) и Малое (справа внизу)
Астрономы считают, что когда-нибудь эти галактики сольются с нашей.Эти объекты составляют мегамир (табл.1).Большое Магелланово облако (справа вверху) и Малое (справа внизу)
Таблица 1
Материальный мир
Пространственная протяженность | Основные структурные элементы | Преимущественный тип взаимодействия | |
Микромир | < 10–8м | молекулы атомы элементарные частицы | электромагнитное сильное слабое |
Макромир | 10–8 – 1020м | тела на Земле Земля и другие планеты звезды гравитационные и электромагнитные поля | гравитационное электромагнитное |
Мегамир | >1020м | галактики гравитационные и электромагнитные поля | гравитационное электромагнитное |
Третья группа объектов – микромир. Это частицы, из которых состоит вещество. Их размеры меньше 10–8 см. Знать, как ведут себя частицы вещества, очень важно для понимания строения и свойств различных тел.
На приведенной ниже таблице 2 показано, что и как изучает физика, в какой форме полученные знания выражаются на языке науки. Ведь очень важно знать, какие вещества проводят электричество, а какие нет; каким веществом надо покрыть фотопленку, чтобы получить изображение, какое вещество лучше использовать для теплоизоляции, а из какого можно изготовить пленку для магнитофона, чтобы записать звуковой сигнал. Ответить на эти вопросы можно, если исследовать соответствующие свойства тел.
Кроме физических явлений физика изучает свойства тел, находящихся в микро-, макро- и мегамире.
Таблица 2
Что и как изучает физика
Таблица 3
Эволюция взгляда на физическую картину мира
Физическая карта мира (ФКМ) | Примерное время существования | Ученые, внесшие наибольший вклад в развитие ФКМ | Основные законы, теории, принципы |
Механическая | XVI–XVIIIвв. | Демокрит, Галилей, Декарт, Ньютон | Принцип относительности; законы динамики; закон всемирного тяготения; законы сохранения |
Электродинамическая | XIX – начало XX в. | Фарадей, Максвелл, Эйнштейн | Закон Кулона; закон электромагнитной индукции; уравнения Максвелла; специальная теория относительности |
Квантово-полевая | Начало XX – середина XX вв. | Планк, Эйнштейн, Бор, Резерфорд, де Бройль, Гейзенберг, Шредингер | Гипотеза Планка; идеи Эйнштейна; постулаты Бора; корпускулярно-волновой дуализм |
И только около 600 млн. лет назад, как бы внезапно, начался бурный расцвет разнообразных живых организмов. На сегодняшний день ученые дали названия примерно 2 миллионам видов растений и животных, однако на нашей Планете их число может насчитывать от 10 до 100 миллионов!
Но почему это произошло, какие условия вызвали взрыв в эволюции жизни на Земле, ученые нашей эпохи пока не могут дать точного ответа. Решение этой проблемы должно стать достоянием ученых, в том числе физиков, будущих поколений.
Литература:
- Анчевская О.В. Физика в таблицах и схемах – С.П.: Литера, 2005.
- Волков А. Судрин В. Планеты – М.: Слово, 2001.
- Волков В.А. 10 кл: математические и поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006.
- Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки 7–11 кл. – М.: Вако, 2006.
- Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
- Дайджит Р. Атлас. Вселенной. – И.: Д, 2001.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.1. Механика, молекулярная физика, основы электродинамики /под ред. А.А.Покровского. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей/ В.А.Буров, Б.С.Зворыгин, А.П.Кузьмин и др.; под ред А.А.Покровского. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.
Комментариев нет:
Отправить комментарий