четверг, 28 октября 2010 г.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

Цель:
  • Демонстрация нового метода решения задач
  • Развитие абстрактного мышления, умения анализировать сравнивать, обобщать
  • Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, толерантности.
Темы “ Электромагнитные колебания” и “Колебательный контур” – психологически трудные темы. Явления, происходящие в колебательном контуре, не могут быть описаны при помощи человеческих органов чувств. Возможна только визуализация при помощи осциллографа, но и этом случае мы получим графическую зависимость и не можем непосредственно наблюдать за процессом. Поэтому они остаются интуитивно и эмпирически неясны.
Прямая аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями помогает упростить понимание процессов и провести анализ изменения параметров электрических цепей. Кроме того упростить решение задач со сложными механическими колебательными системами в вязких средах. При рассмотрении данной темы ещё раз подчеркивается общность, простота и немногочисленность законов, необходимых для описания физических явлений.
Данная тема дается после изучения следующих тем:
  • Механические колебания.
  • Колебательный контур.
  • Переменный ток.
Необходимый набор знаний и умений:
  • Определения: координата, скорость, ускорение, масса, жесткость, вязкость, сила, заряд, сила тока, скорость изменения силы тока со временем ( применение этой величины), электрическая емкость, индуктивность, напряжение, сопротивление, ЭДС, гармонические колебания, свободные, вынужденные и затухающие колебания, статическое смещение, резонанс, период, частота.
  • Уравнения, описывающие гармонические колебания (с использованием производных), энергетические состояния колебательной системы.
  • Законы: Ньютона, Гука, Ома (для цепей переменного тока).
  • Умение решать задачи на определение параметров колебательной системы ( математический и пружинный маятник, колебательный контур), её энергетических состояний, на определение эквивалентного сопротивления, емкости, равнодействующей силы, параметров переменного тока.
Предварительно в качестве домашнего задания учащимся предлагаются задачи, решение которых значительно упрощается при использовании нового метода и задачи приводящие к аналогии. Задание может быть групповым. Одна группа учащихся выполняет механическую часть работы, другая часть, связанную с электрическими колебаниями.
Домашнее задание.
1а. Груз массой m, прикрепленный к пружине жесткостью k, отвели от положения равновесия и отпустили. Определите максимальное смещение от положения равновесия, если максимальная скорость груза vmax
1б. В колебательном контуре, состоящем из конденсатора емкостью С и катушки индуктивности L, максимальное значение силы тока Imax. Определите максимальное значение заряда конденсатора.
2а. На пружине жесткостью k подвешен груз массой m. Пружина выводится из состояния равновесия смещением груза от положения равновесия на А. Определите максимальное xmax и минимальное xmin смещение груза от точки, в которой находился нижний конец нерастянутой пружины и vmax максимальную скорость груза.
2б. Колебательный контур состоит из источника тока с ЭДС равной Е, конденсатора емкостью С и катушки, индуктивности L и ключа. До замыкания ключа конденсатор имел заряд q. Определите максимальный qmax и qmin минимальный заряд конденсатора и максимальный ток в контуре Imax.
При работе на уроках и дома используется оценочный лист
Вид деятельности
Самооценка
Взаимооценка
Физический диктант


Сравнительная таблица


Решение задач


Домашняя работа


Решение задач


Подготовка к зачету
Зачет


Ход урока №1.

Аналогия между механическими и электрическими колебаниями

Введение в тему
1. Актуализация ранее полученных знаний.
Физический диктант с взаимопроверкой.
Текст диктанта
скорость
ускорение,
масса,
сила,
гармонические колебания,
закон Гука,
второй закон Ньютона,
сила тока,
индуктивность,
напряжение,
сопротивление,
ЭДС,
закон Фарадея
2. Проверка ( работа в диадах, или самооценка)
3. Анализ определений, формул, законов. Поиск аналогичных величин.
Явная аналогия прослеживается между такими величинами как скорость и сила тока. . Далее прослеживаем аналогию между зарядом и координатой, ускорением и скоростью изменения силы тока с течением времени. Сила и ЭДС характеризуют внешнее воздействие на систему. По второму закону Ньютона F=ma, по закону Фарадея Е=-L . Следовательно, делаем вывод, что масса и индуктивность аналогичные величины. Необходимо обратить внимание на то, что эти величины сходны и по своему физическому смыслу. Т.е. данную аналогию можно получить и в обратном порядке, что подтверждает её глубокий физический смысл и правильность наших выводов. Далее сравниваем закон Гука F = -kx и определение емкости конденсатора U= . Получаем аналогию между жесткостью (величиной характеризующей упругие свойства тела) и величиной обратной емкости конденсатора (в результате можно говорить о том, что емкость конденсатора характеризует упругие свойства контура). В результате на основе формул потенциальной и кинетической энергии пружинного маятника, и , получаем формулы и . Так как это электрическая и магнитная энергия колебательного контура, то данный вывод подтверждает правильность полученной аналогии. На основании проведенного анализа составляем таблицу.
Пружинный маятник
Колебательный контур
x
q
= x'
i = q'
a = x''
=q''
m
L
F
U
F = ma
U = L
F = kx
U =
k
4. Демонстрация решения задач № 1а и № 1б на доске. Подтверждение аналогии.
1а. Груз массой m, прикрепленный к пружине жесткостью k, отвели от положения равновесия и отпустили. Определите максимальное смещение от положения равновесия, если максимальная скорость груза vmax1б. В колебательном контуре , состоящем из конденсатора емкостью С и катушки индуктивности L, максимальное значение силы тока Imax. Определите максимальное значение заряда конденсатора.
Дано:
max
k
m
Решение:
по закону сохранения энергии
,
cследовательно
Проверка размерности:
[x]=

Ответ:
Дано:
Imax
С
L
Решение:
по закону сохранения энергии
, следовательно
Проверка размерности:


Ответ:
xmax - ?qmax - ?
Во время выполнения решения задач на доске, учащиеся разделяются на две группы: “Механики” и “Электрики” и при помощи таблицы составляют текст аналогичный тексту задач 1а и 1б. В итоге замечаем, что текст и решение задач подтверждают сделанные нами выводы.
5. Одновременное выполнение на доске решения задач № 2а и по аналогии № 2б. При решении задачи дома должны были возникнуть трудности, так как аналогичные задачи не решались на уроках и процесс, описанный в условии неясен. Решение задачи проблем возникнуть не должно. Параллельное решение задач на доске при активной помощи класса должно привести к выводу о существовании нового метода решения задач через аналогии между электрическими и механическими колебаниями.
2а. На пружине жесткостью k подвешен груз массой m. Пружина выводится из состояния равновесия смещением груза от положения равновесия на величину А. Определите максимальное xmax и минимальное xmin смещение груза от точки, в которой находился нижний конец нерастянутой пружины и vmax максимальную скорость груза.2б. Колебательный контур состоит из источника тока с ЭДС равной Е, конденсатора емкостью С и катушки, индуктивности L и ключа. До замыкания ключа конденсатор имел заряд q. Определите максимальный qmax и qmin минимальный заряд конденсатора и максимальный ток в контуре Imax.
Дано:
k
m
A
Решение:
Определим статическое смещение груза. Так как груз находится в состоянии покоя
mg=kx.
Следовательно
xст = .
Как видно из рисунка,
xmax=xст+А=(mg/k)+A,
xmin=xст-A=(mg/k)-A.
Определим максимальную скорость груза. Смещение от положения равновесия незначительно, следовательно колебания можно считать гармоническими. Примем, что в момент начала отсчета смещение было максимально, тогда
x=Acos t.
Для пружинного маятника = .
=x'=A sin t,
при sin t=1 = max.
Следовательно max=A .
Ответ: xmax=xст+А=(mg/k)+A,
xmin=xст-A=(mg/k)-A, max=A .
Дано:
L
C
q0
E(ЭДС)
Решение:
По аналогии с задачей 2а
qmax= EC+q0,
qmun=EC-q0,
Imax=q0
xmax, xmin,
max
qmax, qmin,
Imax - ?
6. Решение задачи №2 (Пинский стр. 35). В задаче описывается механический процесс. Объем решения значительно сокращается , если решить аналогичную задачу описывающую процесс происходящий в цепи переменного тока. Решение данной задачи позволяет продемонстрировать возможности данного метода и широкие возможности его применения.
Условие. Чему равна максимальная скорость груза массой m на пружине жесткостью k в вязкой среде (вязкость r) при действии на него переменной силой F=Fmsin t, если известно, что сила сопротивления пропорциональна скорости, т.е. Fc=r ?
Решение: воспользуемся электромеханической аналогией. (m~L; k 1/C; F U; r R; UR=RI Fc r ;) Чему равен максимальный ток в цепи переменного тока, содержащей емкость С, индуктивность L и сопротивление R, если U=Umsin t?
По закону Ома для цепи переменного тока . По аналогии
7. Самооценка своей деятельности на уроке (вносим оценку в оценочный лист). Отвечаем на вопросы:
  • Какова была цель занятия?
  • Достигнута ли цель в ходе занятия?
  • Каковы еще результаты (личные) занятия?
  • Использовался ли ранее метод аналогии?
8. Домашнее задание: Пинский §10. Задание 10.4, 10.5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий