- Демонстрация нового метода решения задач
- Развитие абстрактного мышления, умения анализировать сравнивать, обобщать
- Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, толерантности.
Прямая аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями помогает упростить понимание процессов и провести анализ изменения параметров электрических цепей. Кроме того упростить решение задач со сложными механическими колебательными системами в вязких средах. При рассмотрении данной темы ещё раз подчеркивается общность, простота и немногочисленность законов, необходимых для описания физических явлений.
Данная тема дается после изучения следующих тем:
- Механические колебания.
- Колебательный контур.
- Переменный ток.
- Определения: координата, скорость, ускорение, масса, жесткость, вязкость, сила, заряд, сила тока, скорость изменения силы тока со временем ( применение этой величины), электрическая емкость, индуктивность, напряжение, сопротивление, ЭДС, гармонические колебания, свободные, вынужденные и затухающие колебания, статическое смещение, резонанс, период, частота.
- Уравнения, описывающие гармонические колебания (с использованием производных), энергетические состояния колебательной системы.
- Законы: Ньютона, Гука, Ома (для цепей переменного тока).
- Умение решать задачи на определение параметров колебательной системы ( математический и пружинный маятник, колебательный контур), её энергетических состояний, на определение эквивалентного сопротивления, емкости, равнодействующей силы, параметров переменного тока.
Домашнее задание.
1а. Груз массой m, прикрепленный к пружине жесткостью k, отвели от положения равновесия и отпустили. Определите максимальное смещение от положения равновесия, если максимальная скорость груза vmax
1б. В колебательном контуре, состоящем из конденсатора емкостью С и катушки индуктивности L, максимальное значение силы тока Imax. Определите максимальное значение заряда конденсатора.
2а. На пружине жесткостью k подвешен груз массой m. Пружина выводится из состояния равновесия смещением груза от положения равновесия на А. Определите максимальное xmax и минимальное xmin смещение груза от точки, в которой находился нижний конец нерастянутой пружины и vmax максимальную скорость груза.
2б. Колебательный контур состоит из источника тока с ЭДС равной Е, конденсатора емкостью С и катушки, индуктивности L и ключа. До замыкания ключа конденсатор имел заряд q. Определите максимальный qmax и qmin минимальный заряд конденсатора и максимальный ток в контуре Imax.
При работе на уроках и дома используется оценочный лист
Вид деятельности | Самооценка | Взаимооценка |
Физический диктант | ||
Сравнительная таблица | ||
Решение задач | ||
Домашняя работа | ||
Решение задач | ||
Подготовка к зачету Зачет |
Ход урока №1.
Аналогия между механическими и электрическими колебаниями
Введение в тему
1. Актуализация ранее полученных знаний. Физический диктант с взаимопроверкой.
Текст диктанта
скорость ускорение, масса, сила, гармонические колебания, закон Гука, второй закон Ньютона, | сила тока, индуктивность, напряжение, сопротивление, ЭДС, закон Фарадея |
3. Анализ определений, формул, законов. Поиск аналогичных величин.
Явная аналогия прослеживается между такими величинами как скорость и сила тока.
Пружинный маятник | Колебательный контур |
x | q |
i = q' | |
a = x'' | |
m | L |
F | U |
F = ma | U = L |
F = kx | U = |
k | |
1а. Груз массой m, прикрепленный к пружине жесткостью k, отвели от положения равновесия и отпустили. Определите максимальное смещение от положения равновесия, если максимальная скорость груза vmax | 1б. В колебательном контуре , состоящем из конденсатора емкостью С и катушки индуктивности L, максимальное значение силы тока Imax. Определите максимальное значение заряда конденсатора. | ||
Дано: k m | Решение: по закону сохранения энергии cследовательно Проверка размерности: [x]= Ответ: | Дано: Imax С L | Решение: по закону сохранения энергии Проверка размерности: Ответ: |
xmax - ? | qmax - ? |
5. Одновременное выполнение на доске решения задач № 2а и по аналогии № 2б. При решении задачи 2б дома должны были возникнуть трудности, так как аналогичные задачи не решались на уроках и процесс, описанный в условии неясен. Решение задачи 2а проблем возникнуть не должно. Параллельное решение задач на доске при активной помощи класса должно привести к выводу о существовании нового метода решения задач через аналогии между электрическими и механическими колебаниями.
2а. На пружине жесткостью k подвешен груз массой m. Пружина выводится из состояния равновесия смещением груза от положения равновесия на величину А. Определите максимальное xmax и минимальное xmin смещение груза от точки, в которой находился нижний конец нерастянутой пружины и vmax максимальную скорость груза. | 2б. Колебательный контур состоит из источника тока с ЭДС равной Е, конденсатора емкостью С и катушки, индуктивности L и ключа. До замыкания ключа конденсатор имел заряд q. Определите максимальный qmax и qmin минимальный заряд конденсатора и максимальный ток в контуре Imax. |
Дано: k m A | Решение: Определим статическое смещение груза. Так как груз находится в состоянии покоя mg=kxcт. Следовательно xст = xmax=xст+А=(mg/k)+A, xmin=xст-A=(mg/k)-A. Определим максимальную скорость груза. Смещение от положения равновесия незначительно, следовательно колебания можно считать гармоническими. Примем, что в момент начала отсчета смещение было максимально, тогда x=Acos Для пружинного маятника Следовательно Ответ: xmax=xст+А=(mg/k)+A, xmin=xст-A=(mg/k)-A, | Дано: L C q0 E(ЭДС) | Решение: По аналогии с задачей 2а qmax= EC+q0, qmun=EC-q0, Imax=q0 |
xmax, xmin, | qmax, qmin, Imax - ? |
Условие. Чему равна максимальная скорость груза массой m на пружине жесткостью k в вязкой среде (вязкость r) при действии на него переменной силой F=Fmsin
Решение: воспользуемся электромеханической аналогией. (m~L; k
По закону Ома для цепи переменного тока . По аналогии
7. Самооценка своей деятельности на уроке (вносим оценку в оценочный лист). Отвечаем на вопросы:
7. Самооценка своей деятельности на уроке (вносим оценку в оценочный лист). Отвечаем на вопросы:
- Какова была цель занятия?
- Достигнута ли цель в ходе занятия?
- Каковы еще результаты (личные) занятия?
- Использовался ли ранее метод аналогии?
Комментариев нет:
Отправить комментарий